Поход по Полисти и Поломети, май 2002 года.  

РАЗДЕЛЫ

Главная Планы Хобби То, что сделал Фотографии Связь Карта

    На майские праздники мы ходили на Полисть и Полометь. Обе речки очень интересные, но каждая по-своему. Полисть хороша для того, чтобы хорошо отдохнуть. По сути, это аналог карельской двойки. Большие плесы, легкие перекаты. В конце - один порог, охарактеризованный Дмитрием Шварцем как "самый сложный порог средней полосы". Имелась ввиду, разумеется, не любая средняя полоса, а места, сравнительно близкие к Москве. Этот порог - узкая, прямая как стрела струя в двадцать метров длины, после которой стоит примерно метровый слив с бочкой. Проверено, последний вал кладет таймень. Сложность, если вообще в данном случае уместно это слово, препятствий увеличивается к концу реки. Есть еще несколько порогов, тянущих на вторую карельскую категорию сложности. Почти во всех в хорошо читаемой струе в центре - малозаметные сверху камни. Чтобы проходить их чисто, надо осматривать, что мы не делали. Главный минус Полисти - труднодоступность. Все-таки Старая Русса - не ближний свет. Полометь - речка хорошо задокументированная. Участок, по которому больше всего ходят, короткий и сложный. Эта река требует серьезной подготовки в техническом плане (вся защита должна быть на месте) и постоянного внимания во время прохождения. Это явно НЕ отдыхательный маршрут. Так что, кому что надо...

    Отчет по рекам составлен Никитой. Ссылка на него в архиве WW.ru, к сожалению, не работает. Поэтому я размещаю его здесь, с любезного согласия автора.

Мышки плакали и кололись, но
продолжали жрать кактус:



Полисть-Полометь

27.04.-3.05.2002


    Почему именно такой своеобразный маршрут? Ведь переброска с одной реки на другую отнимает много времени от и так не долгих майских праздников. Неужели нельзя выбрать одну речку, и идти по ней целую неделю без перерыва? Давайте разберемся.
    Куда идет среднестатистический водник на майские? На Льняную, Березайку и прочую Мсту. Но все это уже приелось, да и делать там по нынешней воде откровенно нечего (поздняя поправка: другая группа из нашего турклуба ходила в то же время на Льняную и хорошенько там покилялась!). Можно пойти в Карелию, но если не угадаешь с погодой, то можно нарваться на ледяные реки, заснеженные берега и прочую мерзость. Да и добираться долго. Некоторые отправляются на Кавказ, но для нас это круто, да и опять же - далеко.
    Остается все тот же Валдай - может и тут есть куда пойти? Еще осенью под наше внимание попала речка Полисть, что протекает в Новгородской области через Старую Руссу. Но тогда с походом как-то не сложилось, и он как-то самопроизвольно отложился до весны. Дима Шварц в своем описании (которое мы использовали в качестве лоции) обещал двойку покруче Мсты а последний порог вообще называл одним из самых мощных во всей средней полосе. Ну что же - проверим. Но майские в этом году длинные, и пять дней - это явно многовато для Полисти, ведь Дима&Ко прошли ее за один день. Нам, конечно, далеко до могучего Шварца, но больше трех дней на этой речке не просидеть при всем желании. Поэтому нужна была еще одна речка на день-два хода. Прямо скажем: вариантов было много. Думали и про покатушки на Опеченских порогах, и про Явонь. Но потом, изучая карту, я вдруг заметил, что ветка Старая Русса-Бологое пересекает речку Полометь около станции Дворец:
    Про Полометь я слышал уже очень давно, и к ней у меня установилось особое отношение. Половина отчетов о прохождении этой замечательной речки содержит нецензурные отзывы тайменно-байдарочных команд, вторая половина - хвалебные песни каякеров и Егерей/Скаутов. Учитывая разношерстный состав нашей группы, было абсолютно непонятно, чем это может закончиться для нас.
    Кстати, о нашей группе. На данный момент в ней содержится человек десять "реальных" участников и столько же "виртуальных". К майским и "действительные" участники рвались на природу, и "виртуальные", вроде бы, активизировались. Так что первоначально планировалось чуть ли не пятнадцать человек в составе группы, но потом: Потом, как это обычно бывает, кто-то поехал на дачу, у кого-то возникли проблемы с учебой, кому-то стало в лом. Одним словом, наступил момент, когда от группы осталось только четыре человека: Гоша, Дима, Настя и я. Срочные меры по увеличению нашей численности принесли плоды: нас вроде бы стало в два раза больше. Вроде бы, потому что кто-то до конца сомневался, и состав группы варьировался чуть ли не каждый день. И вот, когда все, казалось бы, устаканилось, грянул гром среди ясного неба: Вероника (завербованная нами девушка) позвонила мне в час ночи как раз за день до выезда и отказалась идти. Апофигей, блин. Так Дима остался без матроса. В итоге состав группы принял следущий вид:
  • Настя, завхоз каяк Eskimo Topolino
     
  • Никита, адмирал КНК
     
  • Гоша (капитан по четным дням) КНБ "Панда"
    Саша (капитан по нечетным дням)
     
  • Дима (капитан, он же матрос) Таймень-2 "Ментай"
     
  • Паша (капитан) Катамаран-2
    Света

    С билетами на Старую Руссу в майские случается облом, поэтому мы решили ехать на собаках по проторенному поколениями путешественников маршруту: Москва-Тверь-Бологое (ночевка)-Старая Русса. Электричку до Твери описывать смысла нет, а вот вокзал там поразил огромным количеством ментов. Они ходили вокруг нас косяками и выискивали, к чему бы придраться. Первый же подошедший мусор потребовал спрятать пиво (с чего бы это вдруг?). Мы убрали бутылки, но когда он отошел, разлили пиво по кружкам и продолжали расслабляться. Менты роились вокруг, недовольно на нас косясь. И чего они сегодня такие злые? (Впоследствии выяснилось - это матч у кого-то был, и толпы фанов добирались на собаках.) Наконец-то, один самый молодой мусор решил прогнать нас окончательно: "Чего стоите - людям входить-выходить мешаете? Правильно - нет?! Идите на другую платформу! Там тож навес есть, туда и идите. Воон, прямо! Правильно - нет?! А то людям посадку-высадку производить мешаете! Правильно - нет?! Воон, прямо идите:." Разумеется, на нужной нам платформе никакого навеса не оказалось (отродясь его там не было), но зато поезд уже подали - за полтора часа! В него мы залезали уже под накрапывающим дождиком, который становился все сильней. Но нам было не до него, так-как мы готовились отмечать знаменательное событие - двадцатый день рождения нашего Георгия-свет-Олеговича (он же Гоша).
    А надобно сказать, что к алкогольному вопросу мы на этот раз подошли ответственно. Обычно у нас как получается: вроде берем много, пьем мало, но почему-то после первой же ночи не остается даже на килевые. Поэтому на этот раз централизовано была закуплена пятилитровая канистра медицинского спирта - с мыслей о будущем, как говорится. Оставалось только разбавлять в желаемой пропорции - и мы получали сколько угодно живительной влаги. В честь дня рождения мы разбавили спирта в баклашке из-под пива, и купили изрядно закуски и запивки. (О запивке надо сказать отдельно: в Твери мы обнаружили замечательный напиток под названием "Колозвончик Марочный". Нда: О, Колозвончик, дар Валдая. Интересно, почему марочный? Видимо, изготовляется из элитных сортов колозвона.) Я припас бутылку коньяка. Да и пиво плескалось где-то рядом. В общем, поезд до Бологого помню нетвердо, а сам вокзал остался в моей памяти какими-то урывками, причем весьма своеобразными. Еще слава богу, что кто-то трезвый смог поднять нас для посадки в поезд до Руссы.
    В общем, где-то в районе 11 утра мы оказались в Старой Руссе, а в 12 уже сели в автобус до Белебелки. Ура, еще нет двух, а мы уже видим речку! И даже пытаемся стапелиться, хотя периодически начинающийся дождь пытается нам помешать. Куда ему! Ведь мы полны решимости плыть и еще раз плыть. Речка к этому располагает: вроде бы течет и даже немного шиверится. Вода и правда цвета слабого чая, а берега глинистые и крутые. Каркасные суда собираются довольно шустро, а вот с катом возникают проблемы. Наконец-то, общими усилиями его удается собрать, и даже надуть, хотя помпа рвется по швам. В конце концов Саша с Гошей на "Панде" и Дима на "Ментае" отправляются вперед с целью плыть до девяти вечера и там искать место для ночевки, а каякеры продолжают ждать катамаран. Часов в шасть-семь, наконец-то, стартуем. Река поначалу была малоинтересна: небольшое течение и редкие шиверки-перекатики. Изредка появлялись слабые валики и даже почти сливы. Тем временем кат травил зверски, приходилось постоянно останавливаться подкачивать его. А поскольку и помпа была дырява, как решето, движение стало откровенно медленным. Скоро начало темнеть, а ушедших вперед ребят все не было видно. Видимость падала, и у нас чуть не случилась авария. Мы с Настей плыли впереди ката, мирно разговаривая о чем-то. И вдруг в паре метров заметили металлический трос, висевший на уровне туловища-шеи - еле успели отгрести от него. Осторожно всем, кто собирается идти на эту речку: дальше таких тросов полно, причем висят они на разной высоте - под любую воду хватит!
    Наконец, часам к десяти вечера мы доплыли до стоянки. На берегу уже полыхал костер и стояли палатки. Приготовили еду, поели и даже немного выпили. Но в первый вечер масштабной пьянки как-то не получилось - все серьезно устали и быстро пошли по палаткам. Остались у костра только наиболее стойкие: Дима, Гоша и Саня. Дима довольно скоро присоединился к спящим, а Гоша с Саньком еще долго оглашали перепуганные окрестности мощными голосами. Сами они утверждают, что вспомнили много старых песен. Большую часть их я проспал, но "Вечную молодость" в четыре утра помню хорошо. (В четыре утра я проснулся из-за того, что протекла палатка, причем, разумеется, с моего края.) Короче говоря, с утра мы имели два теплых трупа, которых было просто невозможно поднять и приобщить к общественно-полезной работе. Наконец, часам к 11 утра они приобрели более-менее вертикальное положение и осознанное выражение лица и стали жаловаться на то, что им не оставили завтрака. С грехом пополам собираемся и, наконец, трогаемся.
    Речка постепенно оживляется: шиверки появляются все чаще и чаще, местами есть и порожки со сливом более полуметра. Подробно описывать все это не имеет смысла, да и не представляется возможным: в лоции любой мало-мальски серьезной речки это описывается термином "серия шивер". Так что к призыву Димы Шварца написать лоцию этой речки я отношусь скептически. Хотяяя: Будь у нас Таймень с резиновой шкурой, можно было бы и продраться. Некоторые камни действительно не читаются с воды. Река изобилует разбоями русла на две-три протоки. В одном порожке, где река раздваивается, проходима только правая протока (как я понимаю, это и есть та самая "ловушка для дураков", где сел таймень Леши Захарова), но и там есть невидимый сверху здоровенный валун, который с воды принимается за вал. Все без исключения экипажи нашей команды зазевались, в результате прыгнув через него - без каких-либо повреждений, тем не менее.
    Вечерело. Становилось прохладно, а экипаж ката забастовал, требуя отдыха. Для ускорения движения, была произведена "рокировочка": Света пересела в матросы к Гоше, Саша переместился в каяк, а я залез на кат к Пашке. Успокоившаяся было речка снова начала приносить сюрпризы в виде порогов, и в одном из них Дима каким-то образом ухитрился сломать весло. До запаски было далеко лезть, и Светино весло перекочевало к нему. Но все равно, сколько мы с Пашкой не напрягались, байдарки с одним веслом на судно двигались быстрее нас. По карте было видно, что до конца маршрута оставалось два-три часа хода, и мы решили заночевать, благо и место для стоянки скоро нашлось. И на этот раз вечером капал дождь, пытаясь отравить нам культурный отдых (а все из-за того, что адмирал решил не брать групповой тент!). Но скоро он осознал бесплодность своих попыток и исчез, так что на этот раз культурный отдых удался! Я еще удивляюсь, как мне удалось на следующий день встать в десять утра, даже раньше завхоза. Состояние наше не способствовало быстрым сборам, так что стартовали мы в два часа с лишним пополудни. Не торопясь гребли, фотографировались на пороге (на последнем участке километров в десять до Бракловиц он там один), и к конечной точке маршрута прибыли только ближе к пяти вечера. (Я сам удивляюсь, каким сжатым получается описание этой речки, тем более что тогда она производила весьма приятное впечатление. Но с другой стороны, не описывать же кто сколько камней поймал и царапин поставил - скучновато это. А кроме того, после Поломети Полисть серьезно ну никак не воспринимается!)
    И вот, наконец-то, финальный порог. Две протоки: правая завалена хламом и почти не струячит, а левая внушает. Весь поток воды устремляется через проход шириной метров шесть-восемь, суммарное падение метра два с лишним приходится на участок метров в пятнадцать. На входе косые валы, потом прямой очень мощный вал, за ним самый здоровый с зачатками бочки. Внизу следует череда валов поменьше, все это несет прямо к берегу (слава богу!), так как сама река сворачивает налево. Первым идет катамаран без каких-либо проблем, разумеется (хотя есть у меня впечатление, что если поставить кат лагом и зайти так в бочку, то кильнуть его все же можно). Потом отправляется КНБ, тоже легко и просто. Затем иду я. Вхожу, разгоняюсь и получаю валом по морде. Приятно, но совсем не стремно. Потом проходят Настя, прокатившись по всем валам. Прикольней всего идет Дима: нос у Тайменя легкий, поэтому на каждом валу он подпрыгивает чуть ли не на метр, затем звонко шлепаясь об воду.
    Ну ладно, уже пять часов, а последний автобус по описанию Шварца в семь вечера. Мы с Настей бежим в деревню, выяснять насчет автобуса или грузовика. Хозяйка дома (по-моему, он один жилой во всей деревне) сообщает, что автобус будет в семь, но подходить к нему надо заранее, часиков в шесть-полседьмого. А грузовика нет и даже не предвидится, есть только легковушка ее мужа. Блин, надо торопиться! Бежим к своим, сказать что пора складываться. За время нашего отсутствия все успели уже несколько раз прокатиться, так что им не обидно уезжать. Мы же с Настей скатились только по разику. Эх, вот так всегда. Но - назвался клизмой, полезай соответственно. А уж если назвался завхозом или адмиралом:
    Когда все уже начали собираться, когда уже убрали фотоаппараты и страховку, а до автобуса оставалось меньше двух часов, вот именно тогда Дима с Пашей сели в таймень и пошли порог в последний раз. И, естественно, кильнулись. Что случилось, я не видел, но, видимо, их накренило в первом валу, и закусило и положило во втором. В этом не было бы ничего плохого и даже оригинального, если бы байдарка вдруг не начала тонуть. То есть метров за двадцать до берега, "Ментай" еще хорошо держался на плаву, метров за десять еще вытарчивал из воды, а возле берега окончательно утонул! Вот тут и помогло то, что хотя речка сворачивает, основная струя от порога бьет прямо, то есть к берегу. Ребята держали лодку под водой, чтобы ее окончательно не унесло, но вытащить не могли. Мы кинулись на помощь. Саша на КНБ быстро собрал потерянные весла и каски, а мы с Гошей кинулись на выручку на катамаране. Как только подплыли к месту аварии, я сиганул в воду (холодная, блин!) пытаясь помочь вытащить байду. Минут через пять нам это, наконец, удалось и "Ментай" был выуден на свет божий. Тут пришел мокрый и недовольный Гоша и сообщил, что плаванье в одиночку на катамаране не является его любимым хобби - пришлось и ему прыгать в воду, чтобы зачалиться.
    Уже полшестого и времени в обрез. Быстрее всех собираются, катамаранщики и Настя и отчаливают к автобусу. Чуть позже тем же путем следует экипаж КНБ, а мы с Димой возимся дольше всех. Окончательно собрались мы только к началу восьмого, обнаружив "приятный" сюрприз: две здоровенные общественные гермы с едой. И это в добавок к нашим 40-килограммовым рюкзакам! С этим барахлом неохота пёхать даже до шоссе, тем более что на автобус мы уже явно опоздали. Поэтому мы пошли к единственному дому, чтобы попросить хозяина довести нас до Руссы. Мужик был с устатку после работы и долго ломался. Пришлось раскошелиться на 200 р, зато доехали очень быстро - ребята нас так рано и не ждали. Впрочем, спешка была напрасной, так как близжайший поезд был только в десять утра следующего дня - пришлось ночевать в Старой Руссе. Как оказалось, это очень старый и красивый город. Одна церковь сохранилась аж с четырнадцатого века, хотя "сохранилась" - это, конечно, сильно сказано! Есть там и более свежие достопримечательности, в частности порадовал местный курорт. Особенно запомнился там Муравьевский фонтан: какие-то ребята в 19 веке по команде этого самого Муравьева прорыли скважину в 114 метров в глубину, ну оттуда и начала бить минералка! По такому случаю вокруг соорудили курорт, понарыли прудов и понастроили замки. Воздух вокруг фонтана, между прочим, целебен!
    Ну да ладно, у нас есть дела и поважнее: ведь первого мая у Светы день рождения! Кроме того, эта дата знаменита еще и другими событиями. Одним словом, есть повод! И есть спирт, а также шампанское и даже ананасовый компот... А потом было уже ставшее привычным характерное утреннее состояние. В десять залезаем в поезд и едем в Дворец. Настя покидает нас. Она едет дальше до Болгого - решила отправиться домой, так-как боялась не успеть до пятницы в универ.
    А у нас впереди Полометь. До речки от станции идти совсем не далеко, стапелимся прямо около моста. Местные встречают неприветливо: какая-то женщина заявляет, что мы топчем ее траву, и требует уйти; местные мужики тоже не особенно радушны. Странные люди - всем было бы гораздо лучше, если бы они продали нам пива-молока, а не наезжали. Поэтому был стимул быстрее собраться и свалить, что мы и сделали. Речка, кстати, сразу настораживает: даже у моста, в самом спокойном месте, скорость течения внушает.
    План был таков: стартуем и плывем около часа, потом останавливаемся и ночуем перед началом стремного участка, и уж там уточняем тактические особенности. Плыли мы по лоции Михаила Афанасенкова. Поначалу все шло "по плану": небольшие перекатики, плавное ускорение течения. Вот и высокий левый берег - ориентир приблизжающихся препятствий. Но стоянка на правом берегу занята - там стала группа московских катамаранщиков. Ничего, плывем дальше. Вроде бы, пока все спокойно, порогов не видно. Заприметили слева место для стоянки, но оно общественности не понравилось, и мы решили искать стоянку дальше. И началось:
    Сначала появляются перекаты, потом шиверы, потом они становятся все чаще и чаще, постепенно сливаясь в постоянную белую воду. Воды этой, притом, очень немного, в основном камни: подводные, обливняки, просто вытарчивающие из воды валуны. Искать стоянку не получается: какая стоянка, если малейшая невнимательность грозит пробоиной или килем?! Камни ловишь постоянно, чисто пройти, по-моему, вообще нереально - приходится лишь выбирать, в какой именно влетишь. В глазах мельтешат бесконечные камни, сливы и бочки. Дома я прочитал массу описаний Поломети, видел фотки оттуда, и думал, что хорошо себе представляю, куда иду. Оказалось нет. Все дело в том, что на фотках с берега (а с воды на Поломети особенно не пофотографируешь!) видна только часть струи, и поэтому создается ложное впечатление о ширине речки. И я думал, что она составляет метров пятнадцать-двадцать. На самом деле, во многих стремных местах Полометь имеет ширину метров пятьдесят! И все это, от берега и до берега - несущаяся белая вода! Ей богу, к этому надо готовиться, в первую очередь, психологически.
    Через некоторое время идущая впереди КНБ чалится в первом же возможном месте: всем нам надо перевести дух. Гоша с Сашей чувствуют себя вполне прилично, я даже получаю удовольствие, катамаран откровенно халявит: бояться им нечего. А вот Диме в одиночку на груженом Таймене приходится тяжело: он витиевато материт речку и тех, кому в голову пришла гениальная идея на нее идти. В общем, необходимо что-то придумывать: дальнейшее путешествие на Таймене без матроса попросту опасно! При этом встать здесь же невозможно. (Место нашей чалки заслуживает отдельного описания: над нами нависает песчаный двадцати-тридцати метровый склон крутизной где-то градусов шестьдесят - настоящий Гранд каньон! А наверху симпатичный соснячок, светит солнышко и, вообще, жизнь прекрасна. Да еще тусуются толпы туристического вида людей, которые чего-то кричат нам и радостно машут ручками. Прямо как в песне: "а там, над порогами, на самой высоте, сидят, свесив ноги, довольные те, кто с фотоаппаратами готовится снимать, как будем мы корячиться и маму вспоминать!")
    Изобретаем следующую тактику: первой идет КНБ до первой попавшейся стоянки, за ней Дима, после я, а замыкает нашу процессию катамаран с целью вылавливать горе-туристов. Ну, с богом, понеслась! Стартуют Георгий Олегович с Александром Юрьевичем и под громкие крики зрителей сверху (радуются, гады!) исчезают за поворотом. Через пару минут отплывает Дима, а спустя еще столько же иду и я. Так: гребок, зацеп, подтяг : камень : снова зацеп, опять камень. И еще, и еще. Ого, какой здоровый! Ну, эти обливнячки не в счет, через них просто прыгнем, это обплывем. А это что? Неужели чистый вал? Хренушки: камень. А это что такое? Бум! Опаньки: И все это проносится в голове за несколько секунд!
    Река поворачивает направо, на секунду я поднимаю взгляд от воды: Картина маслом, называется "После оверкиля". Гоша с Сашей стоят по колено в воде и сливают из "Панды" воду. Подплываю к ним, и понимаю, как они кильнулись. Видимо это и есть "порог-горка", упомянутый в многочисленных описаниях. По нашей воде он превращается в груду валунов, с которых лениво стекает водичка. То ли порог плохо читается с воды, то ли его невозможно обойти (уж и не помню, честно говоря), но факт остается фактом: вся наша группа полезла через него, причем с переменным успехом. КНБшку на нем поставило лагом и потом прикусило валом; меня тоже развернуло, но не кильнуло (слава четырехбалонной системе!); Дима вообще прошел горку в стиле понтового каякера (перед заходом бросил весло в воду, потом управляя лодкой движением тела изящно обошел все камни, после чего невозмутимо достал гребло из струи и поплыл дальше). Надо, конечно, было всем остановиться и ждать "Панду", но Дима проплыл дальше, и я решил поспешить за ним. И не зря: когда я, наконец, догнал его, "Ментая" уже навалило на камни и начало наматывать. Чалюсь, выпрыгиваю из лодки и спешу на помощь. Байда уже начала изгибаться, но пока еще держится. Помогаю Диме вылезти, и вместе мы пытаемся столкнуть таймень. Не получается. В добавок, в открытое очко начинает заливать вода, и скоро байда становится неподъемной. Ну где же кат? Наконец, он появляется. Втроем снова пытаемся развернуть лодку по струе, но долгое время это не удается. Общими усилиями все же немного страгиваем его с места, а потом вместе с прибывшими КНБешниками и вовсе извлекаем из воды. Итог не столь уж плачевен: сломанный шпангоут и общая погнутость многих мелких железок. Шкуру из ПВХ можно и нужно хвалить отдельно: ни одной царапины по протекторам, и лишь несколько несквозных рядом, они возникли после того как погнутый каркас сместился относительно шкуры. Резиновая шкура аналогичную ситуацию не пережила бы. В общем, "Ментай" еще легко отделался. Но плыть дальше все равно нельзя.
    Таким образом, случай сам определил место нашей стоянки. Место, кстати, не самое лучшее: высокий берег, внизу - болото. В поисках стоянки мы полезли наверх и тут же наткнулись на обелиск водному туристу, погибшему здесь в мае несколько лет назад. Потрясная речка: А наверху, на единственной ровной площадке очередной "приятный" сюрприз: желтенький домик за характерным забором из колючки - явный придаток небезизвестной военной части. А если подняться еще выше, то можно увидеть и вовсе удивительные вещи: сторожевые вышки, оборонительные окопчики, подсобные помещения, даже лесозаготовочный завод. Есть даже собственная железнодорожная ветка, ни на какой карте, разумеется, не обозначенная. (Пашка заходил дальше и рассказывал фантастические вещи про поля, заставленные вагонами и цистернами. Судя по всему, военные отгрохали там себе целый город.) Пришлось встать как раз возле всего этого безобразия. Были, впрочем, и положительные стороны: дрова искать не пришлось, ведь возле заводика валялось полным-полно никому не нужных обрезков. Ну что же, поставили палаточки, развели костерок. Немножко посидели, обмыли боевой оверкиль и день солидарности трудящихся. Лично я был все еще под впечатлением от речки и скоро пошел спать.
    Наутро я встал пораньше (около 7-30), развел костер и стал будить Диму. Еще с вечера было решено, что "Ментай" дальше не пойдет: ему предстояло быть сложенным и погруженным на катамаран. Дима садился вместе с Пашкой на весла ката, а Света становилась пассажиром. Кат, конечно, становился перегруженным, но ему все было непочем. С утра все были какими-то недовольными: видимо сказывалось вчерашнее напряжение и осознание того, что сегодня будет не лучше. Очень долго собирались, перевязывали кат, сооружали ему настил из позаимствованных с военчасти досок, распихивали все вещи, которые до этого вез таймень. В общем, тронулись только в два часа дня. По моим расчетам, ходу оставлось на пару часов. Поначалу речка радовала теми же препятствиями, что и вчера, но количество и мощь их была уже поменьше. Кроме того, все и воспринималось намного спокойнее. Правда, катамаран шел удручающе медленно: мало того, что из-за увеличившейся осадки он садился на все камни, вдобавок еще и ребята особенно не напрягались, останавливаясь после каждого перекатика.
    Скоро над головами мелькают высоко поднятые тросы, потом и мост. Через некоторое время появляется новый ориентир: серебристая труба над головами. Судя по лоции - это место начала финальной полосы шивер. Я бы, правда, сказал, что все начинается не сразу за трубой, а где-то через полкилометра-километр. Ширина русла здесь поменьше, да и мощь реки не такая. Но камней, по-моему, стало еще больше. Но ничего, длилось все это недолго, и через некоторое время возник впереди мост, а рядом и чалка: здесь находится лагерь водников возле села Варницы. Чалимся, вылезаем. Времени уже четыре с лишним, а поезд на Бологое отходит от Дворца в восемь с небольшим, то есть если плыть дальше, до Яжелбиц, то грозит перспектива остаться в Валдае (до него из Яжелбиц ходит автобус) на ночь. Лучше договориться с местным мужиком, ВикторНиколаичем, который возит водников до Дворца и обратно на собственном грузовике. Замечательный мужик, его знают и уважают все водники, плавающие по Поломети. Староста деревни, владелец единственных коров в этой деревне, имеет собственный источник ключевой воды (судя по всему, он чуть ли не единственный дееспособный человек во всем селе). Последнее время, правда, довольно много пьет, что неудивительно: все туристы ему с удовольствием наливают.
    Договариваемся с ним, собираемся, обедаем и в семь вечера уезжаем. Без двадцати восемь приезжаем на вокзал, успеваем забежать в магазин и даже к речке, чтобы набрать воды для разбавки спирта. Поезд, едем, спим, Бологое. Едим, пьем, закусываем. Стихийно начинается разбор полетов. Оказывается, Полометь всем очень понравилась, гораздо больше, чем Полисть, по крайней мере. Вот так так! А я-то думал, что по окончании похода меня тихо придушат за "удачный" выбор маршрута. А в общем, Полометь повлияла на нас положительно: во-первых дала нам очень хорошую слаломную практику, а во-вторых поставила нас на свое место (это как резиновая пуля, ее цель вправлять мозги, а не вышибать), а то ведь в наших рядах пошли разговоры типа: "а не пойти ли нам на Кутсу?", "да на Валдае и идти некуда!", и т.д. Теперь мы знаем, что и на Валдае есть достойные внимания речки! Обязательно сходим сюда еще по большой воде!

Фотографии можно найти в соответствующем разделе, а короче - здесь.

наверх

Хостинг от uCoz